Кафедра пропедевтики стоматологических заболеваний: истоки и периоды развития

Н.Н. Гаража

Кафедра пропедевтики стоматологических заболеваний СтГМА


Кафедра пропедевтики стоматологических заболеваний была образована приказом ректора СтГМА профессора Б.Д. Минаева № 3164 от 30 июня 2001 года путем преобразования кафедры терапевтической стоматологии №1, которая появилась на основании приказа ректора СтГМА профессора Б.Д. Минаева № 338 от 31 августа 1994 года в результате разделения кафедры терапевтической стоматологии (заведующий -доктор медицинских наук, профессор Н.Н. Гаража), организованной в 1960 году, на две кафедры: кафедру терапевтической стоматологии №1 (кафедра пропедевтики терапевтической стоматологии) и кафедру терапевтической стоматологии №2 (кафедра госпитальной терапевтической стоматологии). Кафедру терапевтической стоматологии №1 возглавил доктор медицинских наук, профессор Н.Н. Гаража. Заведующим кафедрой терапевтической стоматологии №2 был назначен доктор медицинских наук, профессор В.И. Гречишников.
Кафедра терапевтической стоматологии вела преподавание на втором, третьем, четвертом и пятом курсах. После её разделения в 1994 году преподавание фантомного предклинического курса на втором курсе и клинического курса по зубным болезням (факультетская терапевтическая стоматология) на третьем курсе проводилось кафедрой терапевтической стоматологии №1. Преподавание пародонтологии и мукологии (заболевания слизистой оболочки полости рта) на четвертом и пятом курсах осуществлялось на кафедре терапевтической стоматологии №2.
Кафедра пропедевтики стоматологических заболеваний была трансформирована из кафедры терапевтической стоматологии №1 не случайно: 50% её программы составляло преподавание пропедевтики терапевтической стоматологии, которое до её создания проводилось на кафедре терапевтической стоматологии №1. Трансформирование кафедры терапевтической стоматологии №1 в кафедру пропедевтики стоматологических заболеваний позволило руководству академии рационально использовать имеющиеся штаты профессорско-преподавательского коллектива и помещения учебных и лечебных кабинетов кафедры терапевтической стоматологии №1.
Кафедра пропедевтики стоматологических заболеваний в настоящее время осуществляет преподавание пропедевтики терапевтической, хирургической и ортопедической стоматологии на втором курсе и факультетской терапевтической стоматологии, включающей изучение кариеса зубов, его осложнений и некариозных поражений, на третьем курсе. На этом основании кафедра должна называться кафедрой пропедевтики стоматологических заболеваний и факультетской терапевтической стоматологии.
В развитии и становлении кафедры пропедевтики стоматологических заболеваний, следовательно, можно выделить три периода: первый период – с 1960 по 1994 годы, когда была одна единая кафедра терапевтической стоматологии, второй период – 1994 по 2001 годы, когда кафедра работала под названием терапевтическая стоматология №1, и третий период – с 2001 года по настоящее время, когда кафедра стала именоваться кафедрой пропедевтики стоматологических заболеваний.
Дальнейшее освещение деятельности кафедры пропедевтики стоматологических заболеваний будет представлено с учетом периодов её становления.
В жизни коллектива необходимо отметить следующие знаменательные даты:

1960 год - организована кафедра терапевтической стоматологии;

1981 год – первая в академии защита по стоматологии диссертации на степень доктора медицинских наук Н.Н. Гаражой;

1984 год – принят в эксплуатацию учебно-лабораторный комплекс с размещением в нем пяти учебно-лечебных кабинетов кафедры;

1994 год – разделение кафедры терапевтической стоматологии на кафедру терапевтической стоматологии №1 (кафедра пропедевтики терапевтической стоматологии) и кафедру терапевтической стоматологии №2 (кафедра госпитальной терапевтической стоматологии);

2001 год – преобразование кафедры терапевтической стоматологии №1 в кафедру пропедевтики стоматологических заболеваний.

В первый 1960-1961 учебный год исполняла обязанности заведующего кафедрой Ольга Михайловна Пендюр, участница Великой Отечественной войны, выпускница стоматологического факультета Пермского государственного медицинского института, опытный стоматолог-терапевт, впоследствии кандидат медицинских наук, доцент. Лекционный курс читал доцент кафедры терапевтической стоматологии Московского медицинского стоматологического института им. Н.А. Семашко Евгений Власович Боровский, ныне доктор медицинских наук, профессор, Заслуженный деятель науки России, почетный президент СтАР, профессор кафедры терапевтической стоматологии Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова. Первыми ассистентами кафедры стали Елена Владимировна Бычко, выпускница Ленинградского медицинского института, Янина Вильгельмовна Камельчук, выпускница Калининского медицинского стоматологического института, и Валентина Васильевна Барыкина, выпускница Иркутского медицинского стоматологического института, ранее работавшие практическими врачами.
С 4 сентября 1961 года по 26 июля 1966 года кафедру возглавляла заслуженный врач РСФСР, кандидат медицинских наук, доцент Евдокия Михайловна Морозова, которая родилась 7 августа 1909 года в г. Благовещенске. В 1939 году окончила Московский медицинский стоматологический институт и поступила в аспирантуру этого института по хирургической стоматологии. В июле 1941 года ушла добровольцем в ряды действующей армии. В годы Великой Отечественной войны была ординатором челюстно-лицевого госпиталя, хирургом медсанбата и начальником челюстно-лицевой группы армейского ОРМУ. После войны кавалер орденов Красной звезды, Отечественной войны I ст., майор медицинской службы Е.М. Морозова работала в г. Москве начальником стоматологического отделения окружного госпиталя, стоматологом медсанчасти, инспектором Мосгорздравотдела. С 1952 по 1961 годы была доцентом курса стоматологии Благовещенского медицинского института. Автор 15 научных работ. 28 июня 1961 года Ученым Советом Ставропольского государственного медицинского института была избрана по конкурсу на должность заведующего кафедрой терапевтической стоматологии.
С 1966 года кафедрой заведует заслуженный врач РФ, доктор медицинских наук, профессор Николай Николаевич Гаража, тогда бывший кандидатом медицинским наук, доцентом, прошедший путь от рядового практического врача до главного стоматолога края, от аспиранта и ассистента до доцента и профессора.
Н.Н. Гаража в 1956 году окончил Харьковский медицинский стоматологический институт. Во время учебы в институте был Сталинским стипендиатом, секретарём комитета ВЛКСМ института, председателем совета научного студенческого общества института. В институте терапевтическую стоматологию изучал под руководством профессора И.А. Бегельмана, доцента Я.Л. Фридмана, ассистентов – ныне профессоров П.Т. Максименко, Г.И. Сироты, Н.Я. Маликовой, В.А. Никитина. После окончания института работал райстоматологом в г. Глубоком Витебской (тогда Молодечненской) области Белоруссии, хирургом в Кисловодской городской стоматологической поликлинике, преподавателем стоматологических дисциплин в Пятигорском медицинском училище. С 1959 г. по 1962 г. обучался в целевой аспирантуре от Ставропольского медицинского института на кафедре терапевтической стоматологии Московского медицинского стоматологического института под руководством профессора Е.Е. Платонова. Практической подготовкой руководил тогда доцент, ныне профессор Е.В. Боровский.
С 1962 года работает в Ставропольском государственном медицинском институте вначале в должности ассистента, зам. декана, затем доцента и заведующего кафедрой. Много раз избирался секретарем партийного бюро стоматологического факультета и членом партийного комитета института, был главным стоматологом края. В настоящее время он председатель проблемной комиссии по стоматологии Ставропольской государственной медицинской академии, президент Стоматологической Ассоциации Ставропольского края, член Совета Стоматологической Ассоциации России, автор 215 печатных научных работ по актуальным вопросам стоматологии и судебной медицины, 59 учебно-методических пособий, соавтор и редактор практических руководств: «Зубные болезни», «Пропедевтика терапевтической стоматологии», «Пропедевтика хирургической стоматологии», «Пропедевтика ортопедической стоматологии», «Практикума по одонтологии» и монографии «Физиотерапия в стоматологии» (соавтор С.Х. Азов). Под его руководством выполнено и защищено 16 кандидатских диссертаций, выполняется две докторские и десять кандидатских диссертаций.
Н.Н. Гаража - первый в России полный кавалер орденов «За заслуги перед стоматологией» I и II степеней, его многолетний добросовестный труд по подготовке врачебных кадров отмечен высшей наградой правительства Ставропольского края- знаком “Жемчужный крест” и государственной наградой РФ орденом Почета.
В 2006 году Н.Н. Гаража отметит 50-летие своей трудовой деятельности и 40-летие работы в должности заведующего кафедрой – даты, заслуживающие внимания учредителей Книги рекордов Гиннесса.
В первые годы становления кафедры основное ядро преподавателей было подготовлено на базе Московского медицинского стоматологического института им. Н.А. Семашко: в аспирантуре прошли обучение Н.Н. Гаража, выпускник Харьковского медицинского стоматологического института, С.Х. Азов, С.П. Онищенко, Л.В. Ленкова, выпускники Ставропольского государственного медицинского института; в клинической ординатуре повышали свою квалификацию Н.В. Мироненко – выпускница Иркутского медицинского стоматологического института, Ф.Р. Солодилова - выпускница Московского медицинского стоматологического института. На курсах специализации по физиотерапии под руководством профессора Л.Р. Рубина прошел подготовку ассистент И.И. Алхазов – первый главный врач стоматологической поликлиники Ставропольского государственного медицинского института.
Многое сделали для кафедры в период её становления профессора Е.Е. Платонов, Е.В. Боровский, М.И. Грошиков, В.К. Патрикеев и академик А.И. Рыбаков.
На кафедре в первый период её развития, когда она именовалась кафедрой терапевтической стоматологии, работали в должности доцентов кандидаты медицинских наук О.М. Пендюр, В.И. Гречишников, Д.В. Чавушьян, в должности ассистентов – Е.В. Бычко, Я.В. Камельчук, В.В. Барыкина, И.И. Алхазов, Н.В. Мироненко, Ф.Р. Солодилова, Л.В. Ленкова, А.И. Творус, Г.Т. Резепова, А.М. Водолацкая, Т.Н. Власова, Н.В. Шацкая, И.В. Вирганская, Е.А. Волков, Т.П. Данченко.
Высокую активность в становлении и развитии кафедры проявили доценты О.М. Пендюр, В.И. Гречишников, Д.В. Чавушьян, зав.учебной частью ассистент Я.В. Камельчук, ассистенты Н.В. Мироненко, Ф.Р. Солодилова, А.М. Водолацкая, Т.Н. Власова, Н.В. Шацкая.
В настоящее время на кафедре пропедевтики стоматологических заболеваний преподают: заведующий кафедрой – проф. Н.Н. Гаража, кандидаты медицинских наук, доценты А.В. Зеленская, М.Н. Орлов, ассистенты, кандидаты медицинских наук О.А. Алфимова, Н.Э. Будзинский, И.В. Вдовенко, И.С. Гаража, Я.Н. Гарус, В.Н. Ивенский, И.А. Кражан, П.В. Лагодин, А.В. Лысов. Среди них следует отметить высокую активность доцентов А.В. Зеленской, М.Н. Орлова, ассистентов И.В. Вдовенко, Я.Н. Гарус, В.Н. Ивенского, А.В.Лысова и других. Остепененность сотрудников кафедры составляет 100%. Средний возраст – 41 год.
Активную помощь в работе кафедры осуществляли: в прошлом – старшие лаборанты В.А. Казанчиева, О.С. Брагина, В.П. Белоус, В.А. Пулавский, Н.И. Головинская, А.В. Зеленская, И.В. Вдовенко; лаборанты Т.А. Грамматопуло, М.С. Молчанова; препараторы С.П. Дементьева, В.М. Лаптева, Н.А. Сифляев, Н.В. Долматова, В.В. Шипилова, Н.В. Лысенко; в настоящее время – старший лаборант В.В. Цыпленкова, лаборанты С.Г. Шилова, О.Ю. Алфимов, Л.В. Маркина, В.А. Абанина, препараторы: А.Н. Бражникова, М.М. Лысова, М.А. Боровок, А.Н. Ивашова.
Высокую активность в проведении учебного процесса на кафедре проявили лаборанты В.А. Пулавский, Т.А. Грамматопуло, и проявляют В.В. Цыпленкова, С.Г. Шилова, Л.В. Маркина, А.Н. Бражникова, М.М. Лысова.
Впервые студенты стоматологического факультета пришли на кафедру терапевтической стоматологии осенью 1960 года, и их обучение началось с предклинического фантомного курса. Кабинет фантомного предклинического курса располагался тогда в полуподвальном помещении с одним окном во дворе стоматологической поликлиники и был рассчитан на 10 рабочих мест. В 1969 году фантомный кабинет был переведен в помещение на 22 м2 поликлиники и оборудован 15-18 рабочими местами. С 1984 года занятия по предклиническому курсу проводятся в кабинете площадью в 70 м2 на 25 рабочих мест.
За годы организации и становления кафедры значительно выросла материально-техническая база. Основная учебная работы кафедры начиналась на базе терапевтического отделения стоматологической поликлиники института, где в 1961 году было развернуто всего лишь восемь рабочих мест, а к 1962 году дополнительно ещё семь. В 1969 году были созданы и оборудованы физиотерапевтический и рентгенологический кабинеты. В 1963-1964 учебном году кафедра получила третий кабинет на десять кресел. В 1975 году был оборудован пародонтологический кабинет.
В 1985 году в терапевтическом отделении начали функционировать лазерная установка «Скальпель - 1» и аппарат для криотерапии «Криоэлектроника - 2».
С введением в строй в 1984 году нового корпуса стоматологической поликлиники института кафедра терапевтической стоматологии приобрела хорошую материально-техническую базу. В девяти кабинетах общей площадью 400 м2 были развернуты 59 рабочих мест с современным стоматологическим оборудованием, инструментарием и наглядными пособиями.
После разделения в 1994 году у кафедры терапевтической стоматологии №1 остались три лечебных кабинета (площадь 150 м2, 20 стоматологических установок и кресел), фантомный кабинет, кабинет заведующего с приемной (23 м2) и была выделена комната для ассистентов (30 м2).
После преобразования кафедры терапевтической стоматологии №1 в кафедру пропедевтики стоматологических заболеваний новая кафедра дополнительно получила три учебно-лечебных кабинета (площадь 72,5 м2) с тремя стоматологическими установками «Микродент – III» и мебелью, сделанной на заказ. В ассистентской комнате был выделен кабинет под научно-исследовательскую энергоинформационную лабораторию для диагностики и лечения стоматологических заболеваний. Рабочие места студентов в лечебных и фантомном кабинетах были в достаточном количестве оснащены современным оборудованием и приборами. Были приобретены два компьютера со всей необходимой оргтехникой и программным обеспечением.
Большая работа по улучшению базы в первый период была проведена бывшими главными врачами И.И. Алхазовым, Е.Т. Проценко, заведующими отделениями Я.В. Камельчук, К.А. Калмыковой, Л.Ф. Мастеровой, Н.В. Мельниковой.
Постоянную помощь по обеспечению учебного процесса необходимыми медикаментами, инструментарием и оборудованием оказывают главный врач стоматологической поликлиники Заслуженный врач РФ, доктор медицинских наук, профессор, А.К. Курьянов, заместитель главного врача по лечебной работе Е.Л. Демидченко, заведующие терапевтическими отделениями В.П. Родина и А.П. Бычко. Терапевтическое отделение, его коллектив – надежная опора кафедры в работе по обучению студентов – будущих стоматологов нашей страны.
Коллективом кафедры проводилась и проводится большая учебно-методическая работа, лечебно-консультативная и научно-исследовательская работа.
Основным разделом деятельности кафедры является учебная работа. Преподавание на кафедре в настоящее время ведется согласно рабочим учебным программам: по пропедевтике стоматологических заболеваний, включающей пропедевтику терапевтической стоматологии, пропедевтику хирургической стоматологии и пропедевтику ортопедической стоматологии, и по факультетской терапевтической стоматологии, охватывающей вопросы кариеса зубов и его осложнений, некариозной патологии зубов, а также стоматогенных очагов инфекции и очагово-обусловленных заболеваний. Рабочие учебные программы по пропедевтике стоматологических заболеваний и факультетской терапевтической стоматологии составлены на основании типовых учебных программ по соответствующим дисциплинам (2004 г.) и одобрены цикловой методической комиссией СтГМА. Рабочие учебные программы соответствуют государственным образовательным стандартам, целям и задачам обучения, квалификационной характеристике врача-стоматолога и учебным планам.
Лекционный курс читается профессором Н.Н. Гаражой, доцентами А.В. Зеленской и М.Н. Орловым. Комплексные лекции по некоторым разделам читаются совместно с кафедрой челюстно-лицевой хирургии и хирургической стоматологии и кафедрой ортопедической стоматологии.
Объем практических и лабораторных работ, которые выполняют студенты под руководством преподавателей, составляет 100 %, т.к. по пропедевтике стоматологических на II курсе каждое практическое занятие включает не только теоретическую и клиническую части, но и лабораторную часть, и самостоятельную работу студентов, а по факультетской терапевтической стоматологии на III курсе на каждом практическом занятии студенты овладевают мануальными навыками, принимая друг друга и пациентов.
В процессе проведения практического занятия по пропедевтике стоматологических заболеваний выделяется теоретическая часть (собеседование преподавателя со студентами) и клиническая часть, во время которой преподаватель демонстрирует на пациенте методы обследования стоматологического больного и различные стоматологические манипуляции в соответствии с темой практического занятия.
Практическое занятие по факультетской терапевтической стоматологии состоит из теоретической и практической частей. На практической части занятия студенты под руководством преподавателя производят осмотр пациента, диагностику и лечение стоматологических заболеваний.
Клиническая часть практического занятия по пропедевтике стоматологических заболеваний и практическая часть занятия по терапевтической стоматологии проводятся в лечебных кабинетах, оснащенных необходимыми оборудованием, инструментарием и медикаментами.
Система учета знаний студентов, обучающихся на кафедре пропедевтики стоматологических заболеваний, включает:

– проверку выполнения домашнего задания;

– ежедневный опрос и собеседование по учебным вопросам и задачам;

– решение учебных ситуационных задач;

– тестовый контроль знаний;

– итоговое занятие в конце семестра с оценкой теоретических знаний и практических навыков;

– проведение экзамена, включающего тестовый контроль знаний, оценку практических навыков, рецептуру, решение ситуационных задач, в устной и письменной форме.

На кафедре имеются в наличии фонды контрольных заданий по пропедевтике стоматологических заболеваний и по факультетской терапевтической стоматологии.
Сложность контрольных заданий отражает содержание типовых и рабочих программ по пропедевтике стоматологических заболеваний и по факультетской терапевтической стоматологии, а также соответствует сборникам тестовых заданий, подготовленных МЗ и СР РФ.
Экзамен по пропедевтике стоматологических заболеваний студенты сдают в конце IV семестра. Ежегодно к экзаменам пересматривались и дополнялись экзаменационные вопросы, готовились информационные стенды, проводились консультации. Перед экзаменами на кафедре проводятся методические совещания. Средний балл экзаменов на втором курсе по пропедевтике стоматологических заболеваний равен 3,9.
Существует преемственность в преподавании между кафедрой пропедевтики стоматологических заболеваний и теоретическими ( кафедра нормальной анатомии, кафедра нормальной физиологии, кафедра гистологии, кафедра микробиологии, кафедра общественного здоровья и здравоохранения, кафедра патологической анатомии, кафедра клинической фармакологии), а также практическими ( кафедра внутренних болезней, кафедра анестезиологии и реанимации, кафедра челюстно-лицевой хирургии и хирургической стоматологии, кафедра ортопедической стоматологии, кафедра челюстно-лицевой хирургии и стоматологии детского возраста) кафедрами.
Проводится работа с молодыми преподавателями. Они посещают лекции, которые читают профессор и доценты кафедры, и практические занятия, проводимые на кафедре профессором, доцентами, ассистентами; первые практические занятия проводят под руководством опытных ассистентов, доцентов, профессора кафедры; привлекаются к научно-исследовательской работе кафедры, к работе кружка, к работе со студентами во внеучебное время, и тем самым, повышают свой теоретический и практический уровень.
На кафедре пропедевтики стоматологических заболеваний организовано взаимное посещение преподавателями практических занятий согласно графикам, составляемым на каждый семестр. Ведется журнал взаимных посещений практических занятий, где преподаватели пишут отзывы на проведение практического занятия, которое они посетили.
На кафедральных совещаниях проводится разбор и обсуждение практических занятий, учитываются отзывы о качестве проводимых практических занятий преподавателями кафедры согласно записи в журнале взаимных посещений .
На всех этапах развития кафедры уделялось большое внимание методической работе. На методических совещаниях кафедры в начале учебного года систематически обсуждались планы лекций и практических занятий. Периодически проводилось обсуждение прочитанных лекций и проведенных практических занятий.
Регулярно сотрудниками кафедры заслушивались обзорные сообщения по отдельным работам отечественных и зарубежных исследователей. Для проведения курсовых и государственных экзаменов составлялись, обсуждались и утверждались на кафедральных совещаниях экзаменационные билеты.
Практические занятия, проводимые зав. кафедрой, посещались преподавателями кафедры. Эти посещения способствовали унифицированию методики преподавания и в определенной мере повышению деловой квалификации, особенно молодых преподавателей.
Ко всем практическим занятиям по всем разделам терапевтической стоматологии были обсуждены и заново с учетом новейших достижений написаны, напечатаны и изданы 62 учебно-методических пособия, в том числе практические руководства «Зубные болезни», «Пропедевтика терапевтической стоматологии», «Пропедевтика хирургической стоматологии», «Пропедевтика ортопедической стоматологии» и «Практикум по одонтологии», изданные под общей редакцией заведующего кафедрой профессора Н.Н. Гаражи. Практически все студенты и преподаватели обеспечены пособиями, выполненными типографским способом.
На кафедре имеется программа тестирования студентов по основным разделам терапевтической стоматологии, отраженная в учебных пособиях «Ситуационные задачи по специальности стоматологии» (Ставрополь, 2000), «Эталоны ответов к тестовым контрольным занятиям для выпускников стоматологического факультета» (Ставрополь, 2001), «Тестовые задания по терапевтической стоматологии для выпускников стоматологического факультета» (Москва, Ставрополь, 2001). Кроме того, на кафедре имеется программа, обеспечивающая высокий уровень использования ЭВМ.
Кафедра активно участвует в разработке и внедрении в учебный процесс новых форм, методов и средств обучения: схем ориентированной основы действия; ситуационных задач; контрольных задач; домашних заданий; вопросов для контроля исходных знаний; четырех вариантов тестовых заданий; списка дополнительной литературы для самостоятельного изучения.
На кафедре широко внедряются прогрессивные методы контроля знаний студентов: ситуационные задачи, тестовые задания, итоговые занятия с оценкой теоретических и практических навыков, аттестация по завершению тематического цикла обучения, проведение курсового экзамена в устной и письменной форме.
Сотрудники кафедры принимали участие в ежегодных учебно-методических конференциях академии, выступая с докладами.
Преподаватели кафедры постоянно повышали и повышают свое педагогическое мастерство и деловую квалификацию. Основной базой усовершенствования являлась кафедра терапевтической стоматологии Московского государственного медико-стоматологического университета, на которой прошли обучение: Н.В. Мироненко (1968, 1973, 1977), Я.В. Камельчук (1971, 1978, 1985), Г.Т. Резепова (1975, 1982), А.М. Водолацкая (1983, 1990), Т.Н. Власова (1983, 1991), Н.В. Шацкая (1983), Н.Н. Гаража (1984, 1989, 1997), В.И. Гречишников (1988), Д.В. Чавушьян (1989), И.В. Вдовенко (2000), А.В. Лысов (2000), М.Н. Орлов (2000).
В Киевском медицинском институте имени академика Богомольца проходили повышение квалификации Н.В. Мироненко (1973, 1977), Ф.Р. Солодилова (1974, 1978), О.М. Пендюр (1975), Н.Н. Гаража (1975, 1977, 1981), Я.В. Камельчук (1977).
Большую роль в повышении квалификации преподавателей кафедры выполнял Центральный институт усовершенствования врачей. В нем обучались Г.Т. Резепова (1965), Н.Н. Гаража (1966, 1968, 1971), Я.В. Камельчук (1971). По циклу «Военная терапевтическая стоматология» на академических курсах в Военно-медицинской академии им. М.В. Фрунзе (г. Ленинград) обучались Н.Н. Гаража (1973, 1988), О.М. Пендюр (1976), Н.В. Мироненко (1978).
В 2002 году цикл усовершенствования на факультете повышения квалификации преподавателей Российского государственного медицинского университета по специальности педагогика и психология высшей школы прошел профессор Н.Н. Гаража.
Кроме того, преподаватели кафедры проходили обучение на циклах факультета последипломного образования СтГМА (Н.Н. Гаража, 1999, 2005; А.В. Зеленская, 1999, 2005; И.А. Кражан, 2002, 2005; И.В.Вдовенко, 2005; М.Н.Орлов, 2005; Н.Э.Будзинский, 2005; Я.Н.Гарус, 2005; И.С.Гаража, 2005).
Сотрудниками кафедры и терапевтического отделения проводится большая лечебно-консультативная работа. За прошедшие годы ассистентами и студентами кафедры с учетом студенческой практики обслужено более 450000 пациентов, при этом выполнен большой объем специализированной квалифицированной помощи. В результате проделанной работы закончено лечение кариеса – 183082, пульпита – 139512, периодонтита – 161239, заболеваний слизистой оболочки полости рта – 70187, заболеваний пародонта – 112394. Санирована полость рта более 350 тысячам больных.
Постоянное стремление коллектива кафедры к новому выражается в систематическом внедрении в практическую стоматологию институтской поликлиники и стоматологических учреждений Ставропольского края новейших достижений стоматологической науки и результатов собственной научно-исследовательской работы.
Преподавателями кафедры проводится большая консультативная работа среди городского и сельского населения Ставропольского края и за пределами на базах практики студентов. Всего проконсультировано 29170 больных, в том числе городского населения 16815, сельского – 7038, населения других краев и областей – 5317.
Важнейшей инициативой кафедры в первый период являлась работа по всеобщей диспансеризации населения. Осуществлялось диспансерное наблюдение за профессорско-преподавательским составом и студентами академии. Лечебно-консультативная работа кафедры позволила значительно повысить эффективность и качество стоматологической помощи населению Ставропольского края.
Совместная работа кафедры с органами здравоохранения осуществляется по плану участия медицинской академии, разработанному совместно с министерством здравоохранения Ставропольского края. В первом периоде для оказания организационной, лечебно-профилактической, консультативной, методической помощи за кафедрой были закреплены стоматологические поликлиники, отделения и кабинеты городов и районов края: Ставрополя, Невинномысска, Буденновска, Черкесска, Светлограда, Изобильного, Георгиевска, Минеральных Вод, Кисловодска, Пятигорска, Ессентуков. Кафедра шефствовала над госпиталем для инвалидов Великой Отечественной войны в г. Пятигорске и являлась консультативно-лечебным центром по терапевтической стоматологии Ставропольского края.
Важнейшим разделом работы кафедры является подготовка высококвалифицированных кадров для практического здравоохранения в клинической ординатуре, в которой прошли обучение 75 специалистов. Среди них: Н.И. Антонов, Г.Т. Резепова, Т.Я. Скоморохова, Н.В. Калашникова, П.Т. Дегтярёв, Е.Л. Демидченко, Л.И. Белоус, Г.Н. Агапов, С.А. Глазкова, В.И. Самусев, Н.И. Предбанникова, Н.А. Попова, М.Л. Сангаджиева, И.В. Верхоломова, М.И. Коваленко, О.А. Дианова, Ю.М. Шевцова, И.А. Шаповалова, С.М. Городовая, О.В. Карнышева, И.В. Каленик, И.А. Богатырева, Е.И. Роговая (Иванюта), Т.Л. Кочнева, С.Г. Шилова (Болдырева), Т.В. Великородная, Я.Н. Гарус, А.В. Лысов, С.В. Новиков, Р.В. Токарева, Н.Э. Будзинский, А.В. Берестян, А.Н. Бражникова, А.В. Выборнова, И.С. Гаража, В.М. Дятлов, В.В. Демиденко, Н.М. Денишева, Е.Б. Ерхова, И.Э. Кесиди, М.И. Киноян, М.У. Лечиева, М.М. Лысова, П.В. Лагодин, А.И. Макеев, О.А. Алфимова, Э.Н. Магдаленова, Н.В. Пикина, С.Н. Снимщиков, О.В. Соловьева, Р.В. Токарева, М.Г. Чернобаева, Н.Г. Холина, Ф.П. Афанасов, А.В. Айбазова, А.Х. Берхамов, И.В. Белецкая, Ю.Н. Беляева, Е.Н. Бойцова, О.И. Костин, А.Г. Карслиева, А.В. Ивашова, Е.П. Лебедева, Е.А. Мельченко, И.В. Никитина, Е.А. Параскевова, З.А. Реквава, П.А. Савельев, Э.Г. Тамаева, Ю.В. Гришина, А.Н. Анайко, Ю.И. Пономарева, Е.В. Ильчук, Л.Б. Узденова.
Обучаются в клинической ординатуре двенадцать врачей: З.С. Арчакова, С.-М.С.-А. Ахметханов, И.В. Морозов, З.С. Чапанова, Л.С. Чапанова, А.С. Шекоян, Р.С. Джатдоев, А.О. Музенитова, В.Г. Параскевова, Л.Ю. Романова, А.А. Сакуро, О.Н. Шелудько.
Научные исследования сотрудниками кафедры в первый период проводились по проблеме «Основные стоматологические заболевания, их профилактика и лечение», и первые работы были посвящены эпидемиологии стоматологических заболеваний в Ставропольском крае и совершенствованию организации лечебной помощи населению края. Изучением частоты интенсивности кариеса зубов, болезней пародонта в Ставропольском крае занимались Н.Н. Гаража, Я.В. Камельчук, Г.Т. Резепова. Вопросы патогенеза и лечения кариеса зубов, воспаления пульпы и периодонта были предметом исследования О.М. Пендюр, Ф.Р. Солодиловой, С.Х. Азова. Заболевания пародонта, слизистой оболочки полости рта и губ нашли отражение в исследованиях Н.Н. Гаражи, Г.Т. Резеповой и Н.В. Мироненко.
В 1981 году Н.Н. Гаража впервые в академии и крае защитил по стоматологии и судебной медицине диссертацию на степень доктора медицинских наук «Комплексное морфологическое и физико-клиническое исследование посмертных изменений зубов человека».
На кафедре было сформировано новое перспективное направление по изучению использования биологически совместимого материала гидроксиапатита при патогенетическом лечении кариеса зубов и его осложнений, пульпита и верхушечного периодонтита, некариозных поражений. В работе использовался гидроксиапатит, выпускаемый ставропольским предприятием «Фихимед» (директор – кандидат технических наук Н.Н. Заплешко).
Результаты выполненной научно-исследовательской работы были доложены на VIII Пленуме Всесоюзного общества стоматологов и 4-ой выездной сессии Одесского НИИС по проблеме «Пародонтоз» (г. Одесса, Украина, 1966); 56-ой ежегодной сессии международной стоматологической федерации (г. Варна, Болгария, 1968 г.); XX Пленуме Всесоюзного научного медицинского общества стоматологов (г. Брянск, 1989 г.); Межтерриториальной научно-практической конференции (г. Кисловодск, 1980 г.); II Большом Международном Конгрессе по стоматологии (г. Москва, 1991 г.); III Всемирном Конгрессе по профилактической стоматологии в Японии (г. Фукуока, 1991 г.)
Проводились фундаментальные исследования по теме «Совершенствование комплексного лечения больных с воспалительными заболеваниями пародонта, периодонта и пульпы зуба (клинико-экспериментальные исследования)» – научный руководитель профессор Н.Н. Гаража. По данной теме доцентом В.И. Гречишниковым была защищена докторская диссертация на тему «Нарушение резистентности твердых тканей депульпированных зубов, патогенез, пути профилактики и лечения» (1993 г.).
Результаты научно-исследовательской работы сотрудников кафедры в период 1960-1994 годов : защита двух докторских диссертаций Н.Н. Гаражой и В.И. Гречишниковым и 12 кандидатских диссертаций – Н.Н. Гаражой, Л.В. Ленковой, С.П. Онищенко, С.Х. Азовым, О.М. Пендюр, Н.В. Мироненко, Г.Т. Резеповой, В.И. Гречишниковым, А.М. Водолацкой, Т.Н. Власовой, Е.А. Волковым, А.В. Зеленской. Опубликовано 397 статей, сделано 295 докладов на Всесоюзных и республиканских съездах, краевых и межрайонных конференциях, предложен ряд изобретений и рационализаторских предложений.
В период 1994-2005годов научно-исследовательская работа сотрудников кафедры пропедевтики стоматологических заболеваний проводилась и проводится по следующим направлениям.
Первое направление - изучение вопросов эпидемиологии, этиологии, клиники, профилактики и лечения кариеса и некариозных поражений зубов после прорезывания (эрозия, патологическая стираемость, клиновидный дефект зубов). Защищены кандидатские диссертации Я.Н. Гарус "Клиническая оценка и пути повышения резистентности эмали и дентина при эрозии твердых тканей зуба" (2000 г.), И.С. Гаража "Лечение патологической стираемости зубов с использованием гидроксиапатита и фторсодержщих препаратов" (2004 г.). Выполняются кандидатские диссертации В.В. Цыпленковой "Клинико-эпидемиологическая характеристика и профилактика кариеса зубов у работников предприятий по выпуску жидких азотистых удобрений и жителей прилегающего региона" , Ф.П. Афанасовым "Профилактика и лечение клиновидных дефектов зубов с сочетанным применением гидроксиапатит- и фторсодержащих препаратов", Л.Ю.Романовой «Клиническая оценка и повышение резистентности эмали и дентина при гиперестезии твердых тканей зуба».
Второе направление - «Совершенствование комплексного лечения больных с воспалительными заболеваниями пародонта и периодонта (клинико-экспериментальное исследование)» было посвящено разработке новых методов лечения с использованием лекарственных средств, иммобилизованных на сорбентах, обеспечивающих пролонгирование их действия, и эндодонтических паст на основе мелкодисперсного гидроксиапатита, стимулирующего остеогенез. По данной теме выполнены и защищены кандидатские диссертации Е.А. Волковым «Лечение хронического периодонтита с применением иммобилизованных препаратов» (1993 г.), А.В. Зеленской «Лечение гингивита и пародонтита иммобилизованным индометацином» (1994 г.), И.В. Вдовенко «Лечение острых и хронических обострившихся периодонтитов с использованием иммобилизованного фурацилина» (1997 г.), А.В. Лысовым «Лечение хронического верхушечного периодонтита с использованием препарата, содержащего гидроксиапатит» (1998 г.), И.А. Кражан «Клинико-эпидемиологическая характеристика, лечение и профилактика заболеваний пародонта у жителей химической промышленной зоны» (1998 г.), Е.П. Роговой «Лечение воспалительных заболеваний пародонта этонием, иммобилизованном на силард-геле» (1998 г.), Н.В. Шацкой "Профилактика стоматологических заболеваний среди работающих в контакте с кадмием" (1999 г.); Н.Э. Будзинским "Лечение острых и обострившихся хронических периодонтитов мирамистином, иммобилизованном на композиционном полисорбе" (2000 г.); М.М. Лысовой "Лечение хронического периодонтита с использованием триклозана в эксперименте и клинике" (2001 г.); А.М. Макеевым "Применение апилактозы, иммобилизованной на полисорбе, при лечении воспалительных заболеваний пародонта" (2002 г.); О.А. Алфимовой "Лечение острых и хронических обострившихся периодонтитов с использованием иммобилизованного стопангина" (2002 г.); П.В. Лагодиным "Лечение воспалительных заболеваний пародонта метронидазолом, иммобилизованным на полисорбе" (2003 г.), М.Г. Вилковой "Лечение воспа­лительных заболеваний пародонта препаратами пихты сибирской", Выполняются кандидатские диссертации О.А. Соловьевой "Лечение острых и хронических обострившихся верхушечных периодонтитов с использованием лазерного излучения (света)" , Л.Б. Узденовой ?Лечение острого и обострившегося верхушечного периодонтита с использованием апипрепаратов?, М.С.-У. Айбазовой «Лечение воспалительных заболеваний пародонта препаратами шиповника», А.О.Готлиб «Лечение острого и обострившегося хронического верхушечного периодонтита с использованием иммобилизованного диамина фтористого серебра»..
Третье направление - изучение вопросов отбеливания дисколоритов витальных и депульпированных зубов, совершенствование методов отбеливания, профилактика осложнений, наблюдаемых при их использовании. Этим вопросам посвящены три кандидатские диссертации, выполняемые М.В. Куделей "Клиническая оценка и повышение эффективности отбеливания дисколорита депульпированных зубов" , П.А. Савельевым "Совершенствование химических методов отбеливания пигментированных витальных зубов путем повышения резистентности эмали и дентина", З.С. Арчаковой «Профилактика и лечение осложнений при отбеливании зубов».
Четвертое направление – повышение качества эстетических реставраций зубов фотокомпозитами. По данной теме выполняется докторская диссертация ассистентом, к.м.н. И.В. Вдовенко.
Пятое направление – изучение энергоинформационных взаимодействий систем организма со слизистой оболочкой полости рта при неврогенных заболеваниях. Выполняется докторская диссертация доцентом М.Н. Орловым.
В 1997 году М.Н. Орлов защитил кандидатскую диссертацию на тему «Лечение глоссалгии с применением метода чрескожной электронейростимуляции».
На кафедре функционирует аспирантура в ней прошли обучение Е.А. Волков, А.В. Зеленская, И.В. Вдовенко, Е.П. Роговая, Я.Н. Гарус, А.А. Макеев, И.С. Гаража, ныне обучаются П.А. Савельев, О.А. Соловьева.
Выполняются докторские диссертации М.Н. Орловым "Биорезонансные взаимодействия систем организма со слизистой оболочкой полости рта при неврогенных заболеваниях", И.В. Вдовенко "Пути повышения качества эстетической реставрации зубов фотокомпозитами (клинико-экспериментальное исследование)" и Я.Н.Гарус «Состояние зубочелюстной системы у лиц, подвергавшихся воздействию вредных производственных факторов».
Научным руководителем выполненных и выполняемых на кафедре кандидатских диссертаций является профессор Н.Н. Гаража. Он же – научный консультант выполняемых на кафедре докторских диссертаций М.Н. Орловым, И.В. Вдовенко. Научный консультант у Я.Н.Гарус - профессор В.Н. Олесова.
Научно-исследовательские работы по совершенствованию и внедрению в практику новейших технологий проводились и проводятся на основе договоров между Ставропольской государственной медицинской академией, Институтом химии поверхности Академии наук Украины (г. Киев), Центром интеллектуальных медицинских систем «Имедис» (г. Москва), Ставропольским аграрным университетом и Ставропольским научно-исследовательским институтом сывороток и вакцин.
В 2000 году впервые в России на основе договора между Ставропольской государственной медицинской академией и Центром интеллектуальных медицинских систем «Имедис» (г. Москва) на кафедре организована стоматологическая энергоинформационная лаборатория для диагностики и лечения стоматологических заболеваний.
Результаты выполненной научной работы были представлены на Международной научно-практической конференции (г. Ижевск, 1995 г.); Российском научном форуме с международным участием «Стоматология нового тысячелетия» (г.Москва, 2002 г.); VIII Международной конференции «Теоретические и клинические аспекты применения биорезонансной и мультирезонансной терапиии» (г .Москва, 2002 г.); I и II Северо-Кавказских стоматологических форумах (г. Кисловодск, 2002г.; г. Ставроподль, 2003г.); V, VI, VIII съездах стоматологов России (г. Москва, 1999г.; 2001 г.; 2003 г.); I и II форумах стоматологии Ставрополья, научно-практических конференциях стоматологов Ставропольского края и других стоматологических форумах и конференциях.
За 45 лет работы сотрудниками кафедры было защищено две докторские и 26 кандидатских диссертаций, опубликовано 540 статей, сделано 376 докладов.
По результатам научных исследований в практику здравоохранения и учебный процесс были внедрены методы профилактики и лечения некариозных поражений твердых тканей зубов (клиновидный дефект, гиперестезия, эрозия, патологическая стираемость), лечения заболеваний пародонта с использованием иммобилизованных препаратов индометацина, метронидазола, календулы, апилактозы, верхушечного периодонтита с применением эндодонтических паст на основе иммобилизованных фурацилина, триклозана, стопангина, метронидазола, апилактозы и календулы, а так же метод чрескожной электронейростимуляции для лечения глоссалгии.
На кафедре постоянно функционирует кружок НОСИМУ, насчитывающий, как правило, 25-27 человек. Кружковцы кафедры М.Н. Орлов в 1991 г. и И.С. Гаража в 1999 г. заняли первые места среди лучших работ студентов и молодых ученых на конференции СтГМА, а О.А. Алфимова, М.М. Лысова и Н.Э. Будзинский в 2001 г. заняли первое, второе и третье места на стоматологической секции конференции НОСИМУ академии. Студент пятого курса А.В. Федурченко и клинический ординатор Л.Ю. Романова заняли третье место на секции «Терапевтическая стоматология» Международного молодежного Конгресса «Санкт- Петербургские научные чтения», проходившего 7-9 декабря 2005 г. в Санкт- Петербурге. Это подтверждает высокий уровень студенческих работ, выполняемых на кафедре. Кружковцами за 45 лет существования кафедры выполнено 387 работ, опубликовано 348 работ, сделано 165 докладов.
Коллектив кафедры проводит постоянную работу по формированию у студентов клинического мышления и высокой сознательности, воспитывает молодежь на примерах жизни и деятельности выдающихся деятелей отечественной стоматологии в духе патриотизма, высоких принципов гуманизма. Преподаватели кафедры выступают против аморальных проявлений поведения среди некоторой части молодежи. Во время бесед в группах сотрудники кафедры повседневно воспитывают у студентов любовь к своей специальности, черты российского врача с моралью патриота. Со студентами-выпускниками проводятся беседы о долге молодого врача перед родиной, о нормах поведения, прививаются им навыки по деонтологии.
Воспитательная работа преподавателей кафедры проводится в контакте с активами курсов стоматологического факультета. На совещания кафедры при обсуждении вопросов успеваемости и дисциплины приглашаются отстающие студенты и активы курсов.
Наиболее часто обсуждаемыми темами на практических занятиях и лекциях были основные положения «Клятвы Гиппократа» и «Кодекса врачебной этики», и это оправдано: ведь суть обучения студента сводится к одному - воспитанию врача в лучшем понимании этого слова.
В одной статье невозможно полно осветить многогранную работу коллектива кафедры пропедевтики стоматологических заболеваний. «Лучше раз увидеть, чем сто раз услышать»- гласит русская пословица. Поэтому мы приглашаем всех желающих посетить нашу кафедру, с удовольствием познакомимся, обменяемся опытом и ответим на интересующие Вас вопросы.


Коллектив кафедры терапевтической стоматологии. 1965 г.


Коллектив кафедры терапевтической стоматологии. 1985 г.


Коллектив кафедры пропедевтики стоматологических заболеваний. 2005 г.



Расписание практических занятий на кафедре пропедевтики стоматологических заболеваний студентов 2 курса стоматологического факультета СтГМА на осенний семестр 2010-2011 учебного года с 01.09.2010 года

Элективы